пятница, 12 декабря 2014 г.

13 декабря: текст

Тема урока – «Редактирование текста, содержащего устаревшие слова и выражения»

В 1717 году по указанию Петра I вышло пособие по воспитанию молодых людей. Называлась книга "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Слово ЗЕРЦАЛО не означает зеркало, а в данном случае означает сборник педагогических советов и пожеланий.


Один из разделов сборника посвящён правилам поведения за столом.

1. Познакомься с отрывками из него.

  • Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
  • Не сопи, егда яси.
  • Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.
  • Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
  • Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
  • Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай.
  • Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. 
  • Не проглотив куска, не говори.
  • Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
  • Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
  • Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, когда зубы чистишь.

Посмеялся? А в XVIII веке никто не смеялся, так говорить было нормой. Ты же знаешь, что язык изменяется, развивается.

2. Рассмотри иллюстрации художника Л. Каминского для юмористической книги Эдуарда Успенского «Юности честное зерцало». Помогают они тебе понять смысл слов и правил?

3. Какие ещё слова оказались непонятными? Обсуди каждое непонятное слово или выражение со взрослыми.

4. Сформулируй эти правила или некоторые из них (не менее пяти) современным языком. Можешь добавить свои правила.

5. Выбери способ представления правил и оформи их.
  • Список в тетради
  • Плакат формата А-3 для школьной столовой (можно работать парой)
  • *Оформление в своём google-документе на странице ИКТ
  • *Съёмка видеоролика, размещение его на YouTube (можно работать парой или группой из трёх человек)

6. **Прочитай книги: