пятница, 10 октября 2014 г.

11 октября: литература

Совсем недавно мы прочитали сказку Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Образ стойкого солдатика и в наши дни волнует читателей и писателей. Сегодня мы в этом убедимся.

Тема урока – образ бумажного солдата, стойкого и хрупкого, в стихотворении – песне Б.Ш. Окуджавы.




1. Найди в Хрестоматии стихотворение Б. Окуджавы «Бумажный солдат» и прочитай его.

2. Как ты чувствуешь, образ бумажного солдата ближе к юмористическим народным сказкам (например, «Каша из топора» или «Мудрые советы») или к лирической сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

3. Прочитай другой вариант стихотворения. Что изменилось? Почему автор сделал именно бумажного солдата героем своего стихотворения? Подсказка 1.

4. Читал ли ты сказку Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»?
Деревянных солдат автор описал так: «Взвод дуболомов отправился на поиски беглецов. Солдаты мчались по твердой дороге, громыхали ногами, налетали друг на друга, падали. Рвение их возрастало. Главный дуболом вырвался вперед… Но вдруг ошалелые подчиненные приняли своего начальника за беглеца и осыпали его таким градом осколков кирпича, что отбили атаману голову. Солдаты в ужасе остановились. Что делать дальше? Они не знали, а приказать было некому».
Как ты думаешь, деревянные – это только сделанные из дерева? Подсказка 2.

5. Для чего живёт и умирает бумажный солдат? Ради чего живут дуболомы? Заполни сравнительную таблицу.



6. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся выразить своё отношение к главному герою.

7. **А теперь послушай, как это делает сам автор – Булат Шалвович Окуджава.